ПРЕССА ● [ БЮРО КРАСИВЫХ ДЕЛ ]

[ Бюро Красивых Дел ]

2025-06-06 19:00
Интервью Александра Ледникового с Алексеем Спаем о выставке Алексея в «Бюро Красивых Дел» «Вид из окна и ничего лишнего», связи между уличным и галерейным искусством через призму городских пейзажей, коммерциализации стрит-арта и международных художественных перспективах.
АЛ: Алексей, приветствую тебя!
В рамках твоей прошедшей персональной выставки «Вид из окна и ничего лишнего» в арт-пространстве «Бюро Красивых Дел» хочется задать тебе несколько вопросов для наших читателей и подписчиков.

Те, кто был на выставке, уже в курсе, а кто по каким-то причинам не смог попасть на нее, думаю, что им было бы интересно узнать почему безмятежный городской пейзаж? Какую идею и концепцию ты хочешь передать в своих монументальных картинах публике?

АС: Основным мотивом в моем творчестве является город, по сути все мои творческие процессы взаимосвязаны с городом. Так или иначе город является неким полем для игры, где художник проявляет себя в этой «игре». Игра как способ взаимодействия с городом, где город становится полем для экспериментов, исследований и фиксациии этих акций или действий… в результате которых и рождаются идеи для работ. Будь то в городе или в студии, где холст становится следующим медиа в этой цепочке… объекты экстерьера города превращаются в игрушки для художника, будь то стены или крыши, мусорные баки или разбитые автомобили, заброшенные здания или забытые стройки. В итоге, долго работая на улице и фиксируя это, естественно, это фото, в первую очередь, и что-то из тех фотофиксаций в результате попадало на холст через некий отбор и селекцию… и в какой-то момент я просто полностью погрузился в тему городского пейзажа… потому что, много работая на улице, у тебя появляется такая профдеформация с определенным уклоном… ну, а поскольку граффити и стрит-арт требуют некоего сосредоточения и спокойствия, вечер, ночь или раннее утро становятся тем временем, когда человек отсутствует в декорациях города… Вот отсюда и безмятежный… как бы продолжая тему городских пейзажей — безмятежные пейзажи для меня становятся главной темой, где я раскрываю какие-то свои наблюдения, мысли и выводы.

АЛ: Отлично. Спасибо. Если отойти от темы концепции выставки, расскажи немного про твое становление от графити-райтера к художнику. Что думаешь про ярлык «уличный художник»? Потому что для многих это становится проблемой, когда они переходят в область междисциплинарного пространства.

АС: Работая на улице, я долгое время, обучаясь традиционному академическому рисунку или живописи, как бы отвергал некую базу, пытаясь, что ли, своим путем прийти к каким-то техникам или визуальным особенностям стиля, через граффити и стрит-арт… Естественно, любое количество переходит в качество, как визуально, так и концептуально… Долго работая над одной темой, приходишь непременно к каким-то результатам, а иногда и даже прорывам. На сегодняшний день, я думаю, что быть уличным художником модно, но просто: уличный художник — это кто по-вашему? Школьник, рисующий граффити за гаражами, или студент художественной школы, который прибил или приклеил свою работу на стенку?.. или мастер с многолетним стажем?.. И как все это типологизировать? Различать? Кто действительно силен, а кто — вода в уши? Вопросов много, но порой никто на них не в состоянии ответить, кроме самих художников… Поэтому приходите на мои выставки, лекции… А кто был на лекции, может быть, и понял что-нибудь…

АЛ: Не могу не задать вопрос относительно стрит-арт искусства. Какое место, по твоему мнению, стрит-арт занимает в искусстве? Что нас ждет в развитии этого молодого направления? Сейчас набирает популярность рисование графити на холсте. Что думаешь на этот счет? И не уйдет ли в прошлое в целом уличное графити?

АС: Стрит-арт — относительно свежее, молодое направление, и на него только недавно стали обращать внимание. Многие не знакомы со сценой, с основными игроками или даже с ключевыми фигурами. Прошло немало лет, чтобы всё стало как есть сегодня. За это время произошла цифровизация инфополя, и, естественно, многие архивы серьёзных и влиятельных фигур просто отсутствуют в интернете. Что говорить о каких-то музеях или хранилищах? Там просто узкая щель, сквозь которую еле протиснулись, дай Бог, меньше десяти достойных авторов, остальное — просто какое-то дошкольно-абитуриентское творчество. И представление о сцене, естественно, однобоко и никак не раскрывает тему стрит-арта, скорее только вот-вот начинается что-то, очень медленно и туго.

Зато все уже вплотную пытаются на этом заработать: от уличных экскурсоводов, которые за деньги водят экскурсии по дворам и никак не отчисляют уличным авторам комиссии за экскурсию около их работ, например, до экскурсий в музеях-хранилищах, тоже несколько далеких от темы. И когда говорят про таких авторов, которых я лично знаю, я понимаю, что они понятия вообще не имеют, что про них говорят, не то что там передача хотя бы смысла или идеи. По поводу холстов тут все просто: теперь не стрит-арт рисует на холсте, а стрит-арт влияет на живописцев, и они пишут город, в котором изображают работы свои или других уличных художников, как бы фиксируя время через такое живописное повествование.

АЛ: Как опыт путешествий повлиял на тебя как на художника? Ведь мы видим на твоей персональной выставке «Вид из окна и ничего лишнего» много работ из разных стран.

АС: Естественно, как и все художники до меня, я выходил на пленэр и высветлял палитру, бывал на море и писал морской закат. Просто в моем творчестве разные города объединены одной идеей и даже типологией городского безмятежного пейзажа, где я, фанатично исследуя пейзажи разных стран и городов, нахожу красоту города в повседневности, там, где, на первый взгляд, ничего нет. Но в этом виде из окна или виде сверху я и нахожу те самые мотивы городского безмятежного пейзажа.

АЛ: И завершающий вопрос: назови, пожалуйста, несколько художников прошлого и современности, на твой взгляд, кого бы ты хотел особенно выделить. Спасибо.

АС: Куинджи, Ротко, Уорхол, Готфрид Хельнвайн, Роберт Бехтле, Елиан Чали. Их, конечно, гораздо больше, но остановлюсь на семи (перечислил шесть!!!)

АЛ: Алексей, спасибо большое за интервью и прекрасную выставку, которую увидели многие. Думаю, твоими работами заинтересуется не одна галерея не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах нашей необъятной Родины. И, на мой взгляд, есть все шансы продолжить выставочную деятельность не только в Европе (знаю, что ты выставлял свои работы в Вене и других крупных городах), но и посмотреть в сторону Азии с её огромным потенциалом и большим количеством мероприятий и площадок для художников. Надеюсь на скорые совместные проекты!